Грузовик Пресс: Mercedes-Benz из Набережных Челнов

Первый грузовик на производстве Daimler AG был изготовлен 30 сентября 2010 года (предприятие начало работать в 2009 году), а 10 сентября 2014-го с конвейера сошел семитысячный грузовик. На момент моего визита в Челны в декабре 2014 года на площадке готовой продукции стоял бардовый Actros с внутренним производственным номером 7414. Еще здесь обитают Atego, Axor  и иногда даже экзотичный Unimog, всего примерно 30 модификаций. Исходя из среднестатистических данных в день здесь собирают в среднем около пяти автомобилей, но максимальная мощность завода рассчитана на производство 6000 машин в год, то есть сегодня предприятие загружено далеко не полностью. Штат сотрудников предприятия, включая московский офис – 350 человек.

 Сегодня российский рынок грузовиков стремительно падает. Чтобы сохранить даже нынешние скромные объемы, руководству предприятия приходится прилагать значительные усилия, которые направлены в том числе и на повышение уровня локализации производства. Но с другой стороны повышение доли российских комплектующих тянет за собой усложнение входного и выходного контроля качества. Режим промсборки позволяет беспошлинно ввозить автокомпоненты при условии локализации производства компонентов на уровне 60% к 2020 году. В этом пути представители Daimler AG видят реальную перспективу, но сегодняшний уровень локализации составляет всего около 20 причем преимущественно на «сырьевом уровне» : это рабочая сила, эксплуатация площадей, логистика, электроэнергия. Но в складской зоне я видел шины Нижнекамска, а с декабря компания «Газпром-нефть-смазочные материалы» существенно расширила поставляемый ассортимент масел первой заливки и технических жидкостей. Локализация коснулась сборочного производства рам, седельно-сцепного устройства, фильтра-сепаратора, некоторого дополнительного оборудования, например, модулей ГЛОНАСС.

Лично мое мнение, что российские «мерседесы» нисколько не испортят отечественные лампы, аккумуляторы, автостекло, радиаторы, некоторые детали из пластика. Но, как с осторожностью говорят немцы, рынок покажет такую возможность.

 С того момента, как «Мерседес Бенц Тракс Восток» - компания, специализирующаяся на грузовых и специальных автомобилях Mercedes-Benz на рынке нашей страны, запустила это производство, по разным данным, официально было продано около 15000 единиц грузовой техники Mercedes-Benz, то есть на долю российских Mercedes-Benz приходится как раз половина. Нынешний глава компании Карстен Ботманн считает, что эта работа совсем не напрасна, даже в условиях обострившейся политической обстановки. Наличие гибкого «домашнего» производства помогает чутко реагировать на требования внутреннего рынка, а значительная часть продукции покидает завод в Челнах в виде шасси, отправляясь дальше на установку надстроек или вообще постройку спецтехники к партнерам-россиийским производителям. Словом, все течет, все меняется, как и грузовики со знаменитой трехлучевой звездой…

Журнал «Грузовик Пресс» №137 от 2015        

Автор статьи – Даниил Минаев

>